Алексей Палий, управляющий партнер, адвокат

Primary Advisors LLC

Анастасия Бондаренко, юрист, адвокат

Primary Advisors LLC

Сейчас вопрос бронирования работников является одним из наиболее актуальных, поскольку создает предпосылки для мобилизации сил и ресурсов и экономической стабильности в условиях войны.

Относительно категорий работников, имеющих право на бронирование. У бизнеса сейчас существует насущная необходимость в бронировании своих работников с целью поддержки экономики всей страны.  Перед тем, как освещать этот вопрос, следует подчеркнуть, что бронирование военнообязанных во время военного положения регулируется Порядком бронирования предусмотренным постановлением КМУ от 27.01.2023 г. № 76 «Некоторые вопросы реализации положений Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» по бронированию военнообязанных на период мобилизации и на военное время» (далее -Порядок).

Этим Порядком определены 4 категории субъектов, подлежащих бронированию, и соответствующий механизм бронирования таких субъектов.

К первой категории относятся субъекты, работающие в органах государственной власти и местного самоуправления;

Ко — второй категории относятся субъекты, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы);

К — третьей категории относятся субъекты, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований;

К — четвертой категории относятся субъекты, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период.

Об особенностях бронирования работников. На самом деле незначительное количество предприятий могут забронировать военнообязанных работников, поскольку действующий порядок бронирования устанавливает ряд ограничений, в частности:

— Бронирование как правило возможно в отношении не более 50% количества военнообязанных работников. В случае превышения количества военнообязанных работников, Вам необходимо будет подавать соответствующие обоснования в заявлении.

— Другой особенностью является то, что лица до 27 лет (кроме тех, кто уже проходил службу и/или получил воинское звание), то есть призывники, не подлежат бронированию;

— Обязательным условием бронирования является пребывание работника — военнообязанного на воинском учете и проведение сверки учетных данных.

— Главной особенностью бронирования работников является то, что не все предприятия подпадают под категории критически важных предприятий.  Критически важное предприятие должно соответствовать как минимум трем критериям из семи критериев, предусмотренных Порядком. Однако, если размер средней заработной платы и отсутствие задолженности по ЕСВ являются общедоступными критериями, то другие критерии, в т.ч. размер годовых налогов в эквиваленте 1,5 млн. евро и сумма поступлений в иностранной валюте, превышающая эквивалент 32 млн. евро, являются недостижимыми для малых и большинства средних предприятий, хотя они вносят значительный вклад в экономическую стабильность государства.

Относительно рисков при бронировании работников. В данном случае каждый работодатель, который планирует бронировать своих работников должен, во-первых, подпадать под критерии критической важности, а во-вторых, правильно составить, обосновать, подать необходимые документы для бронирования, поскольку в результате незначительных несоответствий или в заявлениях-обоснованиях, или в списке военнообязанных, которые предлагаются к бронированию, их могут не принять. Так, например, в случае если работодатель будет пытаться бронировать своих работников, он должен обязательно убедиться, что работники поставлены на воинский учет и подпадают под критерии военнообязанных, а уже потом готовить списки, заявление-обоснование, справки о количестве лиц — военнообязанных, потому что в случае отсутствия необходимых документов или несоответствия в документах, то к сожалению работодателю будет отказано в бронировании. И в этом случае, работника могут мобилизовать, в то время как работодатель будет устранять недостатки.

Следует понимать, что временное бронирование в соответствии с Порядком предусмотрено до 6 месяцев, с возможностью продления на 2 месяца, а затем — возможностью повторного бронирования.  Чаще осуществляют повторное бронирование работника, чем продлевают срок бронирования. Работодатели должны понимать, что существуют обстоятельства, которые могут этот срок сократить, например, если предприятие выполнило мобилизационное задание за 1 месяц, то в данном случае броня отменяется и возникает ситуация, что ранее забронированных работников могут мобилизовать.

Другим риском с которым работодатель можете столкнуться является то, что некоторые военно-учетные специальности являются дефицитными, а следовательно соответствующие работники не будут подлежать бронированию. Перечень таких специальностей изложен в письме Генерального штаба Вооруженных Сил Украины от 20.04.2023 г. № 300/1/С/3886 . Еще одним из главных факторов риска для работодателей является отсутствие военно-учетной специальности у работника. Однако, согласно последним изменениям указанные риски не касаются тех работников, которых бронирует Минстратегпром.

Подытоживая вышеизложенное, если другие основания для отсрочки от мобилизации, предусмотренные статьей 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», являются более постоянными, то бронирование работников, своего рода, является временным правом на отсрочку от мобилизации. С учетом указанного, необходимо как можно тщательнее подходить к подготовке необходимых документов для подачи на бронирование и особенно иметь перспективу сохранения статуса «критически важного предприятия», чтобы и в дальнейшем у работодателя была возможность забронировать работника на определенный срок для выполнения возложенных на него задач.

Многие предприятия из-за сложной и не совсем прозрачной процедуры бронирования, хотя и соответствуют критерию важности для экономики государства или бюджета отдельной территориальной общины, не решаются подавать документы для бронирования, поскольку осознают существующие риски. Добавляют оптимизма попытки представителей парламента, кабинета министров и других профильных органов государственной власти внести изменения в существующий порядок бронирования с целью приведения его в соответствие с его назначением, а именно — мобилизации сил и ресурсов для вооруженного отпора агрессору, в условиях обеспечения экономической стабильности и экономического развития государства.

© ТОВ «Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 2024

© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2024

Рекомендуем ознакомится

ДАРЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ АКТИВОВ: НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА УБЫТКОВ

Алексей Палий , адвокат, управляющий партнерPrimary Advisors LLC Виктория Высоцкая, cтарший юрист Primary Advisors LLC В современных экономических условиях вопрос…

Детальнее

ПРЕИМУЩЕСТВА, ЕСЛИ КОМПАНИЯ ИМЕЕТ СТАТУС АЭО

Виктория Высоцкая, Старший юрист Primary Advisors LLC Введение в Украине программы Авторизованного экономического оператора (далее – АЭО) – одно из…

Детальнее

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ТАМОЖНИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Анастасия Бондаренко, адвокат, юрист Primary Advisors LLC В Украине военное положение все еще продолжается и как следствие этого есть значительное…

Детальнее

Применение административного ареста в случае обжалования приказа о проведении проверки

Алексей Палий , адвокат, управляющий партнерPrimary Advisors LLC Верховный Суд ранее выражал правовую позицию в постановлениях от 07.11.2018 р. по…

Детальнее