Анастасия Бондаренко, адвокат, юрист
Primary Advisors LLC
В Украине военное положение все еще продолжается и как следствие этого есть значительное уменьшение украинского экспорта. Так, согласно информационным данным Ассоциации предприятий информационных технологий Украины подсчитано процентное количество средств за экспорт товара. Поэтому в 2022 году экспорт товаров из Украины уменьшился в средствах на 35%, до $ 44,1 млрд. Однако, несмотря на то, что мы находимся в состоянии войны, все же нам не следует забывать, что таможенные органы в первую очередь представляют собой государственный орган, который призван контролировать правильность внесения сведений в таможенную декларацию, иногда разрушает наше представление о настоящей демократической и независимой стране. Поэтому, вопрос об определении таможенной стоимости товаров и механизм контроля за ее определением является важным, необходимым и стоит на первоочередным.
Поэтому субъект хозяйствования или должен согласиться с определенной таможенными органами таможенной стоимостью, или обжаловать соответствующее решение.
Согласно отчету Государственной таможенной службы Украины было установлено, что на период действия военного положения начиная с 2022 года суды рассмотрели более 2 697 дел, из них 2 106 дел (78%) решено именно в пользу предприятия. Интересным усматривается то, что 1 555 дел касались именно обжалования решений о корректировке таможенной стоимости товаров.
Таким образом, между органами таможенной службы и декларантами возникают различные виды таможенных споров. К числу самых распространенных относятся споры, связанные с определением и корректировкой таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины и истребования дополнительных документов.
Давайте рассмотрим на примере обжалования решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости товаров и их необоснованного истребования дополнительных документов. Во-первых такая насыщенность обжалований решений связана с тем, что при определении таможенной стоимости таможенные органы злоупотребляют предоставленным им правом истребовать дополнительные документы, подтверждающие сумму, которая была уплачена за товар или подлежит оплате. Во-вторых, таможенные органы имеют право требовать предоставления дополнительных подтверждений только в случае, если предоставленные самостоятельно декларантом документы содержат расхождения, в них имеются признаки подделки или они не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров или сведений о цене.
Так, постановлением Верховного Суда от 20.02.2018 по делу N 809/1884/16 суд признал принятое решение о корректировке таможенной стоимости товаров и карточки отказа в принятии таможенной декларации, таможенном оформлении выпуска или пропуска товаров, транспортных средств коммерческого назначения — противоправным и отметил, что истребование дополнительных документов в подтверждение задекларированной таможенной стоимости может иметь место только при наличии обоснованных сомнений в достоверности представленных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, несоответствием х Наличие у таможенного органа обоснованного сомнения в правильности определения таможенной стоимости является обязательным, поскольку с этим обстоятельством закон связывает возможность истребования дополнительных документов у декларанта и предоставляет таможне право совершать такие действия, направленные на определение действительной таможенной стоимости товаров.
Верховный Суд в постановлении от 14.05.2019 по делу 820/2474/16 отметил, что наличие у таможенного органа обоснованного сомнения в правильности определения таможенной стоимости является обязательным, поскольку с этим обстоятельством закон связывает возможность истребования дополнительных документов у декларанта и предоставляет органу доходов и сборов право совершать следующие действия, направленные на определение действительной таможенной стоимости товаров.
Постановлением Верховного Суда от 13.04.2023 по делу № 200/6415/20-а по иску ПАО «Металлургический комбинат «Азовсталь» к Азовской таможне Гостаможслужбы судом было отмечено, что истребование дополнительных документов в подтверждение задекларированной таможенной стоимости может иметь место только в случае наличия обоснованных сомнений в достоверности представленных декларантом сведений. Относительно обстоятельств дела, декларант заявил таможенную стоимость на товар (ферросплав феррониобий) в соответствии с внешнеэкономическим контрактом и предоставил все имеющиеся документы, по которым определена таможенная стоимость. Однако, основанием истребования от декларанта дополнительных документов таможня определила расхождения в соответствии со сведениями информационного ресурса «Asian Metal», которые были установлены в ходе проведения таможенных процедур. Также таможня ссылается на возможную взаимосвязь между декларантом и продавцом товара, что повлияло на занижение таможенной стоимости товара в контракте.
Как вывод суда, выявленная разница между стоимостью товара, задекларированного лицом, и стоимостью тождественных товаров согласно информационным ресурсам в Интернете не свидетельствует о наличии нарушений со стороны декларанта и не является основанием для автоматического увеличения таможенной стоимости товаров до показателей инфоресурсов. Суд отмечает, что таможенный орган во исполнение требований таможенного законодательства не предоставил обоснованных оснований считать, что существующая взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на заявленную декларантом таможенную стоимость.
Постановлением Верховного Суда от 20.06.2023 по делу № 1.380.2019.006247 суды пришли к выводу, что решение о корректировке таможенной стоимости товаров является необоснованным, при этом сомнения ответчика относительно составляющих таможенной стоимости импортируемого товара основываются исключительно на предположениях и никоим образом не обоснованы и не подтверждены. Наличие у таможенного органа обоснованного сомнения в правильности определения таможенной стоимости является обязательным условием, поскольку с этим обстоятельством закон связывает возможность истребования дополнительных документов у декларанта и предоставляет таможне право совершать следующие действия, направленные на определение действительной таможенной стоимости товаров.
Как вывод суда, необоснованное сомнение таможенного органа относительно составляющих таможенной стоимости импортируемого товара основываются исключительно на предположениях и никоим образом не обоснованы и не подтверждены. Суд отмечает, что принцип принятия решения на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины является ориентиром при реализации полномочий властного субъекта, который требует от последнего действовать во исполнение закона, в условиях и обстоятельствах, определенных им, с соблюдением установленной законом процедуры. Критерий принятия решения, совершения (несовершения) действия обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решения или совершения действия, отражает принцип обоснованности решения или действия. Он требует от субъекта властных полномочий учитывать как обстоятельства, на обязательность учета которых прямо указывает закон, так и другие обстоятельства, имеющие значение в конкретной ситуации. Субъект властных полномочий должен избегать принятия немотивированных выводов, обоснованных предположениями, а не конкретными обстоятельствами. Неблагоприятное для лица решение должно быть мотивированным и соответствовать требованиям части второй статьи 55 ТК Украины.
Постановлением Верховного Суда от 14.09.2023 по делу № 814/1262/16 было отмечено, что вывод судов предыдущих инстанций о том, что обжалуемые решения о корректировке таможенной стоимости и карточка отказа в принятии таможенной декларации являются противоправными, а предоставленные истцом к таможенному оформлению документы являются достаточными для осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, не имеют разногласий и противоречий, содержат все сведения, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров в подтверждение задекларированной таможенной стоимости По мнению суда, истребовать необходимо те документы, которые дают возможность убедиться в правильности или ошибочности задекларированной таможенной стоимости, а не все, которые предусмотрены статьей 53 ТК Украины. Непредоставление полного перечня истребованных документов может быть основанием для определения таможенной стоимости не по первому методу только тогда, когда представленные документы являются недостаточными или такими, которые в своей совокупности не опровергают сомнение в достоверности предоставленной информации.
Учитывая вышеизложенное, таможенные органы имеют право требовать только конкретные документы для подтверждения таможенной стоимости товаров, и только, если есть обоснованные сомнения в правдивости представленных сведений, при этом определять конкретный перечень обстоятельств, являющихся причиной для сомнений в таких делах. По общему правилу действия таможни по истребованию дополнительных документов от декларанта должны соответствовать принципу благоразумия. Анализируя судебную практику, следует отметить, что доводы таможенных органов при корректировке таможенной стоимости признаются судами формальными и безосновательными, в результате чего решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости признается противоправным.
© ТОВ «Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 2024
© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2024