Если кратко, то Закон Украины «О внесении изменений в Гражданский кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно особенностей предоставления сведений из публичных электронных реестров, держателем которых является Министерство юстиции Украины, и некоторых других публичных электронных реестров» от 21 августа 2025 года № 4576-IX вводит новые положения по двум направлениям:

  1. Предоставляет предприятиям оборонного сектора возможность зарегистрировать юридический адрес, по которому обеспечивается связь и осуществляется отправка документов. Эта опция вступит в силу через два месяца — с 18 ноября 2025 года.
  2. Вводит возможность ограничить доступ физических и юридических лиц к государственным реестрам в части информации, касающейся национальной безопасности и обороны, по запросу уполномоченного государственного органа либо в порядке, установленном Правительством. Данное положение также вступит в силу с 18 ноября 2025 года.

1. Юридические адреса для предприятий оборонного сектора

В контексте первого направления следует отметить, что обычно зарегистрированным местонахождением юридического лица считается место ведения деятельности или расположение офиса, из которого осуществляется управление этой деятельностью.

Однако внесённые Законом изменения предоставляют предприятиям оборонного сектора право и рекомендацию использовать зарегистрированный адрес исключительно для связи и обмена корреспонденцией.

Эта возможность вводится на период действия военного положения и в течение одного года после его прекращения, и имеет форму рекомендации принять меры по внесению соответствующих изменений в Реестр до 16 января 2026 года.

Разумеется, как и любой закон, данный Закон может вызвать множество вопросов, прежде всего у субъектов правоотношений, деятельность которых он регулирует. Вопросы в основном связаны с подводными камнями, возможностями для злоупотреблений и потенциальными преимуществами.

Очевидным преимуществом для предприятий оборонного сектора является признание за ними права и возможности не раскрывать своё фактическое место деятельности или местонахождение руководящего органа (хотя действующее законодательство прямо не запрещало такую практику, оно и не устанавливало чёткой нормы, позволяющей это делать).

Тем не менее, с формально-юридической точки зрения, указанные положения Закона нельзя признать общеобязательным правилом поведения, установленным, санкционированным и охраняемым государством. Следует признать, что в отдельных случаях нормативно-правовые акты могут содержать рекомендательные положения, а в международном праве существует множество рекомендаций международных организаций, на основе которых формируются нормы обычного права. Однако установление рекомендации в самом законе не является типичным способом регулирования определённых правоотношений.

Кроме того, остаётся открытым вопрос, как именно это положение Закона соотносится с другими законами, регулирующими деятельность в сфере оборонно-промышленного комплекса, в частности с Законами Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности», «О хозяйственной деятельности в Вооружённых Силах Украины», «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности», «О государственной тайне» — например, в части требований к классификации таких сведений как государственной тайны и исполнения других обязанностей по раскрытию информации государственными предприятиями.

Конечно, не все предприятия оборонного сектора имеют государственную форму собственности, однако значительная их часть относится именно к этой категории.

В качестве краткого вывода можно отметить, что существует необходимость дальнейшей доработки законодательной базы в части особенностей осуществления деятельности предприятиями оборонного сектора, поскольку их деятельность должна быть надёжно защищена от внешних и внутренних угроз.

2. Ограничение доступа к публичным реестрам

Во втором направлении Закон устанавливает правило, согласно которому доступ к сведениям отдельных публичных реестров — в частности, относительно прав на промышленные образцы, знаков для товаров и услуг, топологий (компоновок) полупроводниковых изделий, вещных прав на недвижимое имущество, авторского права и смежных прав, а также других публичных реестров — может быть ограничен по запросу компетентного органа и/или в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если эти сведения касаются национальной безопасности и обороны.

Это положение действует на период военного положения и один год после его завершения.

Следует сразу отметить, что хотя данный вопрос подлежит дальнейшему урегулированию на уровне Кабинета Министров Украины, он не носит рекомендательного характера, то есть доступ к таким сведениям действительно будет ограничен, но в порядке, установленном Правительством.

Указанное положение усиливает и расширяет действие законодательства об ограничении доступа к публичным реестрам в сфере национальной безопасности и обороны, в частности Закона Украины «О хозяйственной деятельности в Вооружённых Силах Украины» — в части регистрации воинских частей как субъектов хозяйствования.

В целом данные изменения можно оценить преимущественно положительно, хотя зависимость ограничения доступа от запросов конкретных компетентных органов в некоторых случаях может поставить под сомнение универсальность данной нормы.

Заключение

В целом Закон представляет собой положительный шаг в направлении укрепления защищённости и безопасности оборонно-промышленной сферы, которая является приоритетом государственной политики в условиях войны.
Однако он пока не полностью регулирует все соответствующие правоотношения, и поэтому требуется дальнейшее законодательное уточнение и развитие.

Рекомендуем ознакомится

Трудовое право 2025: как изменилась практика увольнений, мобилизации и дистанционной работы

2025 год ознаменовался дальнейшей трансформацией трудового законодательства Украины под влиянием продолжительного военного положения, цифровизации процессов, мобилизации и адаптации бизнеса к…

Детальнее

Новое определение и классификация виртуальных активов

До принятия Закона Украины «О виртуальных активах» (от 17.02.2022 № 2074-IX) правовая природа и терминология, касающаяся криптовалют и токенов, в…

Детальнее

Хозяйственные санкции и исчезновение оперативно-хозяйственных санкций: изменения в контрактах

2025 год стал переломным для хозяйственного права Украины. Утрата силы Хозяйственного кодекса Украины (ХКУ) кардинально изменила нормативное поле. Отныне регулирование…

Детальнее

Налоговая амнистия капиталов

Алексей Палий,адвокат, управляющий партнерPrimary Advisors LLC С 21.07.2021 вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и…

Детальнее